Каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз


 
 

Все темы IT Валютный рынок Вексельный рынок Другие конференции Инструментарий трейдера: программные продукты Облигационные займы Продукты и услуги "ФИНАМ" Секреты торговли: фундаментальный и теханализ Срочный рынок Торговые площадки Экономика, политика и рынок Эмитенты: итоги деятельности, проблемы, планы Юридические вопросы

Помощь

07.11.14 12:00

Российская нацвалюта почти каждый день устанавливает новые антирекорды, и вот доллар уже достиг 48 рублей, а евро - 60. Усиленное давление на резервы привело к тому, что Центробанк вновь повысил ключевую ставку, а после выходных, чтобы не шокировать участников рынка перед праздниками, сообщил об ограничении своих валютных интервенций до 0 млн в день. За октябрь ЦБ продал на внутреннем валютном рынке,2 млрд и 1,6 млрд евро. Главным инструментом регулятора теперь будет валютное РЕПО. ЦБ не уходит с рынка - он движется к плавающему курсу осторожно. При этом слабый курс рубля краткосрочно комфортен для бюджета РФ. Кроме того, девальвация повышает текущую рублевую оценку Резервного фонда и ФНБ. Среди основных факторов снижения курса рубля – низкие цены на нефть и выплаты по внешним долгам компаний и банков. Какой будет динамика рубля до конца года? Какие факторы сейчас являются определяющими для курса российской валюты? Каковы текущие экономические и инфляционные условия для введения свободного курсообразования? Как ЦБ может снизить девальвационные ожидания? Можно ли избежать ускорения роста цен на потребительские товары и услуги? В чем сейчас стоит хранить деньги? Возможна ли паника на финансовых рынках в России и как такая динамика рубля сказывается на устойчивости банковской системы?

Участники конференции:

  • Сергей Алин, старший аналитик ИГ "Норд Капитал"
  • Дмитрий Беденков, начальник аналитического отдела ИК "РУСС-ИНВЕСТ"
  • Артем Гитес, трейдер банка "ГЛОБЭКС" (Группа Внешэкономбанка)
  • Михаил Беляев, руководитель банковской секции Общероссийской общественной организации потребителей Финпотребсоюз
  • Игорь Дмитриев, заместитель председателя правления - казначей КБ "Банк Расчетов и Сбережений"
  • Ольга Лапшина, руководитель аналитического управления Банка "Санкт-Петербург"
  • Дмитрий Савченко, главный аналитик "Нордеа Банка"
  • Иван Фоменко, начальник отдела доверительного управления "Абсолют Банка"
  • Наталия Шилова, главный аналитик центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии "БИНБАНКа"
  • Максим Петроневич, заместитель начальника Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
  • Антон Сороко, аналитик ИК "ФИНАМ"
Скрыть ответы

90

15:44

Информационная группа Finam.ru

Уважаемые дамы и господа
Наша конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у участников еще есть возможность ответить.
Благодарим всех за интерес. Спасибо! Удачи на рынке!

16:08

Благодарю всех участников и организаторов конференции! Хочется надеяться, что действительность окажется более позитивной, чем общий тон нашего сегодняшнего обсуждения, наших прогнозов. Пусть нам всем повезет!

16:21

Хочу сказать спасибо всем за активное участие, вопросы и обсуждение. Удачи и всего доброго!


Скрыть ответы

89

14:08

Михаил,  Интерма-НН

1)Почему ЦБ не прибегает к простому и надежному методу регулирования валютного рынка - введению обязательной продажи валютной выручки экспортерами, хотя бы 50% от ее объема. Ведь те 20 млрд. долларов в месяц, которые попадут в этом случае на валютный рынок процентов на 85 покроют месячные потребности РФ в импорте товаров? 2) Согласно Дрзденер банк http://dbresearch.com/servlet/reweb2.ReWEB?rwobj=cdscalc2.Start.class&rwnode=DBR_INTERNET_EN-PROD%24EM&rwsite=DBR_INTERNET_EN-PROD&cdsCountr CDS РФ чуть выше 260 пунктов, а доходность 10-ти леток -4,8% годовых, т.е. европейские финансисты не сомневаются в устойчивости финансовой системы РФ (его внешнего сектора). Почему же на валютном рынке царят панические настроения очень похожие на лето 98-го, когда доходность российских облиuаций приближалась к 100% в валюте? 3) В какую сумму оцениваются валютные активы российских банков и корпораций за границей? Почему руководство РФ не может дружески посоветовать продать на валютном рынке хотя бы 20% (20 млрд долларов) от суммы, постоянно находящейся на корсчетах российских банков за рубежом? 4) Как участникам валютного рынка при среднедневном остатке на корсчетах российских банков в 1 трлн. рублей (22 млрд. долларов) удается в день покупать и продавать валюты расчетами today и tomorrow совокупно на 10 млрд. Они перестали исполнять платежные поручения клиентов?

15:16

Михаил, честно говоря я с Вами согласна и ожидала того, что ЦБ РФ введет обязательную продажу валютной выручки, как временную меру уже на октябрьском заседании. Однако этого не произошло, вместо этого вновь были повышены ставки. Данная мера также призвана ограничить спекуляции на курсе, однако все же она менее действенная по сравнению с предложенной Вами. Что касается панических настроений, то они преимущественно вызваны поведением спекулянтов, которые в свою очередь вызвали покупки среди населения и компаний. Спекулятивный характер девальвации отчетливо был виден сегодня, когда волатильность внутри дня просто зашкаливает. Возможности дружеских советов я комментировать не берусь, вряд ли такие вещи будут лежать в публичной плоскости. По поводу четвертого вопроса, Вы не совсем точно определяете понятия. Банки размещают на корсчетах и депозитах в ЦБ свои свободные средства, поэтому не стоит сопоставлять эти объемы с оборотом на валютном рынке.

17:14

1) Обязательная продажа валютной выручки — это прошлое нашей экономики. А разве кто-то хочет туда вернуться, ведь там и, как минимум, двузначная инфляция, и дефицитный бюджет, задержки выплаты зарплаты и пенсий и т.п.
2) Да, верно, западные финансисты более уверены в устойчивости российского рынка на длинных периодах, а в краткосрочной перспективе — вопросов больше.


Скрыть ответы

88

14:07

Alex020969

Уважаемые эксперты, выскажите, пожалуйста, ваше мнение насчет анонсированых ЦБ 12-ти месячных валютных аукционов репо. Будет ли от этого эффект?

14:54

Да, эффект будет.
Предыдущие аукционы валютного РЕПО не пользовались особенным спросом по причине внерыночных условий, а также недостаточной срочности. В настоящий момент значительная часть спроса компаний - спрос впрок, для осуществления погашения в декабре 2014 года и в 2015 году. Поэ той причине деньги срочностью 1 неделя и 1 месяц - пока не востребованы.
Обновленные условия Банка России ближе к рынку, анонсированный объем (10 млрд. долл.) не большой, но значимый, срочность инструмента покрывает потребности нефинансового сектора. Да и более короткие инструменты могут быть востребованы в декабре.

17:15

Надеемся, что будет. Новые условия, на первый взгляд, более привлекательны — аукционы покажут, насколько это так.


Скрыть ответы

87

13:51

ulanova,  Частный инвестор

Ваше виденье по курсу доллара к концу ноября?

14:10

Укрепится.

17:17

44 рубля за доллар.


Скрыть ответы

86

13:50

Маша

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, стоит ли сейчас обычному среднестатистическому обывателю накопленные небольшие средства переводить в валюту, чтобы не потерять уж сбережения совсем?

14:08

Диверсификация вложений является механизмом снижения негативных колебаний стоимости отдельных активов

15:08

Перевод средств в валюту, особенно на ажиотажном пике нецелесообразен.


Скрыть ответы

85

13:46

Джузеппе

Какова вероятность негативного шокового сценария в январе 2015 - доллар 100 рублей.

14:08

Низкая

14:55

Добрый день! Маловероятно и практически не реально, что курс достигнет таких планок.
С уважением Гитес А.С.

15:07

Шоковые сценарии вряд ли могут реализоваться. Аргументы были не раз приведены в сегодняшней дискуссии.

17:18

Нет, это не реально.


Скрыть ответы

84

13:34

Антон

Ув. эксперты а зачем сырьевым компаниям займы за рубежом, они не могут себя сами обеспечить?

14:09

Капиталоемкие производства нуждаются в оборотном капитале, а инвестиции в импортное оборудование требует валютных средств

15:06

Всем компаниям нужны кредиты для хозяйственной деятельности. А берут деньги там, где выгоднее. Хотя всегда учитывают валютные риски.


Скрыть ответы

83

13:30

Нафиса

Добрый день! Собираюсь в феврале ехать в Европу, евро не покупала в надежде,что рубль всё-таки укрепится. Как вы считаете - до февраля есть ли надежда, что евро всё же опустится до, хотя бы, уровня 55 руб.? Или лучше поменять рубли уже сейчас? Слышала, что в начале года российская валюта имеет свойство укрепляться...

14:10

Такая сезонность наблюдалась раньше, но как будет сейчас - сказать затруднительно.

15:05

Курс Евро в феврале? Ответить непросто, но, думаю, ажиотаж спадет, и курс скорректируется.


Скрыть ответы

82

13:20

Екатерина

У меня еще один вопрос. Какой курс рубля вы ожидаете при позитивном и негативном сценариях развития в перспективе 3-4 месяцев?

17:18

При позитивном сценарии — 41 рубль/доллар, негативном — 51.


Скрыть ответы

81

12:53

Артем,  Банк

Здравствуйте. Подскажите кто опускает курс рубля? Обычный народ когда покупает доллары на свои накопления в банках и обменниках, или тут играют роль крупные игроки с огромными деньгами и простой народ тут не особо влияет? Если это влияют крупные игроки, то зачем они скупают доллары? не может быть такое что он через неделю две и месяц доллар опутстится до 40 руб за доллар?

14:12

Высокая волатильность на валютном рынке является результатом действий широкого круга экономических субъектов.

15:04

Давайте научимся смотреть в основы экономики.


Скрыть ответы

80

12:49

Ольга

Еще один вопрос назрел.17 августа 1998 был объявлен дефолт,при этом курс рубля в этот день вырос всего лишь на 10%, затем в течение 6 мес на 400% с 5р до 22. Вопрос в том будет ли сейчас что то подобное. Насколько масштабна нехватка валюты в стране?

14:13

Повторение такого сценария маловероятно

15:03

Дефолт вряд ли возможен. Ситуация все-таки другая и с мировой экономикой и нашей. У нас не все хорошо, но далеко от катастрофы.

17:19

Сейчас совсем другая ситуация — ничего общего с 1998 годом, кроме снижения стоимости нефти.


Скрыть ответы

79

12:37

Nuseraro,  Экономический ВУЗ

Что сильнее для российской экономики: позитивные эффекты низкой зарплаты персонала или негативные эффекты от валютной закредитованности?

Скрыть ответы

78

12:31

Игорь

Согласны ли Вы с тем, что на 1) валютном рынке с 05.11 присутствуют все классические признаки пузыря (искусственный толчок -озвученные планы ЦБ, завышенная цена валюты, кажущийся выигрыш каждого покупателя валюты, массовая покупка валюты непрофессионалами рынка, рост валюты по причине ее роста) и 2)что этот пузырь не может не сдуться?

13:04

Классическим пузырем это назвать сложно, поскольку спекулятивная составляющая здесь минимальна. Рынок был поставлен в такие условия, хотя параллельно к движению вниз против рубля присоединились многочисленные спекулянты, тут можно согласиться.

14:15

Уровень спекулятивной составляющей на валютных торгах повысился, но когда он ослабнет - сказать сложно

15:03

Самостоятельно устроить панику на рынке практически невозможно- на рынке большие объемы операций, несравнимые с возможностями одного даже сильного маркет-мейкера. А вот воспользоваться волной, поучаствовать в ней и таким образом «добавить» - обычная практика.

17:20

Спекулятивные настроения, действительно, перешагнули разумные пределы. И вот сегодня мы уже увидели их спад – рубль укрепился, возможно, отчасти под влиянием интервенций Банка России, в том числе вербальных, и отчасти — от понимания игроками, что пора фиксировать прибыль.


Скрыть ответы

77

12:29

Виктор

Вопрос Артёму Гитесу. Одному человеку вы советуете перестать паниковать, другому, что курс пойдёт выше к 60-65. Ваш коллега Богун вообще считает внешние долги несущественными.

12:47

Здравствуйте Виктор! Советую внимательно перечитать мои ответы на поставленные вопросы. "если цены на нефть достигнут планки в 60 долларов за баррель, я смею предположить, что курс рубля по отношению к доллару будет на уровне 60-65." И это является сугубо моим личным мнением. А по поводу паники: Вы считаете, что массовая скупка населением валюты не коим образом не влияет на курс рубля?

Со всем уважением, Гитес А.С.


Скрыть ответы

76

12:27

ALEK$

Вопрос к Артёму Гитесу, Здравствуйте Артём. Вот Вы ниже упомянули о том, что "переплаченные" сейчас покупателями валюты (которых не поддерживаю) деньги, окажутся у спекулянтов. Но каким образом курс может резко опуститься (или ещё что-нибудь..) в нынешних условиях? Спасибо.

14:50

Здравствуйте Алекс! Немного теории... Валютный спекулянт, «это физическое или юридическое лицо, занимающееся валютными спекуляциями — торговлей иностранной валютой с целью извлечения спекулятивной прибыли на разнице в валютных курсах». Какова его роль в формировании валютных курсов? По разным оценкам доля, которая приходится на спекулянтов в торговом объеме валютного рынка, составляет от 20% до 30%. Это достаточно большой объем.
Если бы не было спекулянтов, то рынок двигался бы более рационально и ни каких серьёзных и резких скачков не было бы на рынке.
С уважением, Гитес А.С.


Скрыть ответы

75

12:23

Анатолий

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как устанавливается курс доллара? Исходя из цен на бирже? Или ЦБ самостоятельно устанавливает курс?

12:30

Официальный курс доллара ЦБ устанавливает исходя из рыночных котировок до 15-00 по МСК

12:45

Курс доллара на рынке устанавливается рынком - в России это ММВБ. Курс доллара ЦБ устанавливается из котировки закрытия на утренней сессии ЕТС ММВБ, публикается в 15.00 или чуть ранее. По этой причине он может не совпадать с рыночным ни на момент публикации, ни на момент закрытия рынка.

13:07

Сейчас рубль по сути отправлен в свободное плавание и курс формируется исходя из спроса и предложения практически без участия ЦБ. Основной спрос на валюту сейчас идет от компаний, которые в связи с закрытыми внешними рынками капитала не могут взять валюту за пределами страны и вынуждены покупать ее на рынке.


Скрыть ответы

74

12:19

Виталий

Здравствуйте. В условиях инфляции и изменений курса рубля, в чем населению хранить заработанное, если на покупку недвижимости еще не достаточно накоплений?

12:39

В текущих курсовых котировках существенная доля спекулятивной составляющей; и перевод всех накоплений в доллары или евро по текущим котировкам чреват курсовыми потерями в ближайшем будущем. Если исходить из соотношения инфляция/рублевый доход, то при офиц. инфляции 8,3% доход даже по рублевому вкладу (на рынке достаточно вкладов свыше 11%) уже позволяет сберечь накопленное. Доходность по валютным вкладам, несмотря на низкие процентные ставки, уже и без того бьет все рекорды привлекательности из-за курсовых переоценок.

Поэтому оптимально, ту часть которую планируете тратить в след году, оставить в рублях, для более долгосрочных вложений можно рассмотреть долларовый депозит.

12:57

Недвижимость, если речь не идет о коммерческой, практически не привязана к доллару. Храните в рублях на депозитах.

14:38

Всегда надо размещать сбережения в инструменты, которые хоть как-то гарантируют стабильность. У нас таких немного. К сожалению, наиболее распространенный – иностранная валюта.


Скрыть ответы

73

12:17

семен

Где вы видите индекс РТС на конец 2014 года и середину 2015 года???? А также что будет с нашими госбанками??? (МЕЧЕЛУ я понимаю уже конец и никто его спасать в нынешней ситуации не будет)

13:33

Индекс РТС сейчас скорее отражает динамику курса рубля, чем реальную ценность рынка. Быстрые спекулятивные изменения курса рубля нельзя таким же образом транслировать на ценность капитала компаний, так как многие из них имеют значительную долю бизнеса в иностранной валюте. Предлагаем ориентироваться на индекс ММВБ. Прогноз индекса ММВБ на конец 2014 г. – 1400 плюс минус несколько процентов, так как индекс находится в долгосрочном боковом тренде, отражающем почти нулевой рост ВВП экономики России. Вокруг среднего уровня 1400 рынок совершает колебания как вверх, так и вниз. При этом интервалы колебаний никак не привязаны к календарным датам. На середину 2015 года прогноз пока не даем, из-за сильной зависимости рынка от известных политических причин.

14:19

Мы ожидаем сохранение бокового движения в широком диапазоне 1350-1550 пунктов по индексу ММВБ до конца года.


Скрыть ответы

72

12:15

lind

Это 2005 год (Курс рубля вышел на докризисный уровень 1998 года, сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин. При этом, по словам министра, укрепление реального курса рубля к доллару с 2002 до 2005 года составит 50%, и продолжится дальше. Это крайне негативно сказывается на реальном секторе экономики и в будущем может привести к повторению кризиса. ) ВВОПРС,какой курс доллара к рублю, будет устраивать реальный сектор российской экономики

12:45

Сейчас курс никто не контролирует, поэтому отвечать на этот вопрос будет баланс спроса/предложения валюты на бирже. Исходя из текущего баланса экспорта/импорта, котировка 45 рублей за доллар в принципе учитывает и снижение цен на нефть, и повышенный отток капитала. Единственное, что при текущих котировках мы скорее всего увидим дальнейшее сокращение инвестиций, так как как правило основные фонды обновлялись иностранным оборудованием, которое существенно подорожало.


Скрыть ответы

71

12:14

Андрис

Я так понял Зимбабве отдыхает по сравнению с нами...У меня два предприятия и оба ориентированы на покупку сырья и оборудования из-за рубежа.Я не могу повысить цены на мой продукт поскольку и по этим ценам покупается крайне плохо.Конвертация и закупки по текущим кусам рубля для меня просто абсурдны.Вопрос в следующем выживет ли на ваш взгляд бизнес ориентированный на импортное сырье или нас ждет трехзначная инфляция как в девяностые годы

12:48

Повышение курса, увы, приведет к неминуемому сокращению импортных товаров на рынке. Спрос, который сможет переориентироваться на товары, производимые внутри страны, так и сделает. В категориях, в которых это будет невозможно, можно ожидать существенного сокращения потребления импорта при дальнейшем росте цен, к сожалению.


Скрыть ответы

70

12:08

Екатерина

Добрый день, уважаемые эксперты! Возможно ли в нынешних условиях сделать обоснованный прогноз курса рубля на конец 2014-начало 2015 года? Какой максимум стоит ожидать в ближайшие месяцы - реальны ли шутки про 90 рублей за доллар? Если в этом периоде необходимо купить доллар, когда лучше это сделать: сейчас или надеяться на возможное усиления рубля через пару месяцев?

12:31

Здравствуйте Екатерина! Был уже подобный вопрос. Отвечу так же. Пара доллар/рубль уже вплотную приблизилась к 48. С теми темпами которыми пара двигается на рынке прохождение уровня 50 произойдет гораздо раньше, чем 12 месяцев. Этому поспособствует ограничение валютных интервенций ЦБ и валютный дефицит на внутреннем рынке страны. Низкие цены на нефть создают дополнительное давление на российскую валюту. Так же не стоит забывать про геополитику. На мой взгляд при негативном развороте событий курс в январе-феврале 2015г. сможет достичь 52-54 рублей за доллар.
С уважением, Гитес А.С.

12:53

Как показывают результаты торгов 30 октября, курс может двигаться и в обратную сторону с такой же скоростью. Когда без участия ЦБ исключительно за счет выдавливания части спекулятивных позиций, доллар потерял почти 2 рубля. В текущих курсах заложена существенная спекулятивная позиция, при закрытии которой доллар может не менее существенно подешеветь. Если есть желание купить, имеет смысл дождаться налогового периода ноября - 20-25 числа и подождать продаж валютной выручки. Учитывая формирование дефицита и рублевой ликвидности на рынке откат вполне возможен.

14:36

С прогнозами очень сложно. Особенно при пассивности мегарегулятора. Аморфные объяснения – не в счет. Но все-таки исходим из того, что у экономики есть определенные «стопоры», и курс до обозначенных вами величин не дойдет. К этой же мысли подводит и соображение о том, что нынешний взлет «ажиотажный», а ажиотаж вечно продолжаться не может.


Скрыть ответы

69

12:05

Сергей Н.,  част.ин.

Курс рубля на свободу, в условиях, когда против России применены санкции, говорит о полной не компетентности руководства центрального банка. Это все равно, что больному при плановой операции, заболевшему гриппом и получившим осложнение, проводить операцию. Выживет хорошо, не выживет ну и х…Хорошо руководителям ЦБ гнуть свою линию при их них миллионных доходах, а что делать среднему Россиянину с зарплатой в 30 т. руб.? Это при том, что бюджет, стп, торговый баланс у России положительные, и наличии резервных фондов. Либо ЦБ действую по указанию Путина, с целью девальвировать рубль, и выполнить все майские указу, правда уже девальвированные…

12:57

К сожалению, искусственно пытаться сдержать курс валюты против рынка ни одному ЦБ еще не удавалось. Увы, ситуация сейчас складывается не в пользу российской экономики, и ослабление рубля - это рыночный механизм сглаживания данного дисбаланса. В противном случае, продавая валюту ЦБ мог бы просто продать значимую часть своих резервов и потом бы все равно ушел с рынка. Уходя сейчас, ЦБ ходя бы сохраняет ЗВР.


Скрыть ответы

68

12:00

Дмитрий

Здравствуйте, почему бы не привязать рубль к золоту как это было?? И запретить продавать сырьё за рубеж, только готовую продукцию, и только за рубли. Что вызовет спрос на рубль и даст новые рабочие места и подъём промышленности, постройку новых заводов.

13:02

Увы, наша готовая продукция на внешнем рынке не пользуется спросом (назовите хотя бы одно успешное предприятие, продающее российские телефоны/машины/одежду) американцам, европейцам или китайцам. Запрет продажи сырья за рубеж грозит банкротством крупнейших российских нефтегазовых компаний, отсутствием поступлений налогов от них (50% бюджета) и прекращением выплат социальных пособий и пенсий.

14:35

Конечно, определенные экстренные меры необходимы. Они всегда ограничительные. Но надо понять одно, что каждому типу развития соответствует свой тип денег. И деньги ни к чему «привязать» насильно нельзя. Это расхожая фраза. Красивая, но лишенная экономического и практического смысла.

17:21

Смотря какие цели ставить — если мы хотим иметь рыночную систему, то эти меры не годны. К тому же цены на золото падают.


Скрыть ответы

67

11:58

Максим

Если бы в 1940-х Советский Союз не создал атомную бомбу, то у него бы не было возможности существовать следующие 50 лет. Сейчас как тогда, мы подошли к точке бифуркации. Если в ближайшие годы России не удастся создать валютный рынок, то у России нет будущего?

14:33

Дело не валютном рынке. Дело в экономике. Атомная бомба, как всякий высокотехнологичный мегапроект дал сильный импульс экономике и науке. И в политическом плане, разумеется, дал точку опоры. Точка бифуркации: или мы развиваемся, или нет. А валютный рынок во многом величина производная от общеэкономических процессов. Просто «валютный рынок» создавать и нереально и бессмысленно.


Скрыть ответы

66

11:57

Alexander

Если посмотреть открытые опционные позиции по Usd/Rub можно увидеть, что большое количество коллов продано юриками по страйкам значительно меньше текущей цены. Можно ли утверждать, что достаточно большое количество участников рынка (50%) не ожидали подобной девальвации рубля? Знаете ли вы примеры недавних маржин колов(крупных физиков/юриков)? Если ли это информация где-то в открытом виде? или только слухи?

14:21

Я думаю, мало кто ожидал столь резкого движения рубля на валютном рынке.


Скрыть ответы

65

11:57

флейта

Уважаемые эксперты! Согласны ли Вы стем,что обесценивание рубля и инфляция есть дополнительным скрытым налогом государства на всех граждан России? То есть по сути государство запустило руку в карман граждан России. Почему никто не несет за это ответственность?

13:09

Инфляция однозначно скрытый налог, причем преимущественно на бедных (на тех, у кого значимая часть доходов уходит на покупку еды, ведь именно она дорожает быстрее всего). Обесценивание рубля также разгоняет инфляцию, так что само по себе не является "скрытым налогом", а влияет на население через удорожание импорта.
Найти виновного в разгоне инфляции тяжело)) ЦБ РФ официально борется с ней, но в текущем витке роста цен виноват явно не ЦБ, а скорее:
1) санкции, закрывшие доступ российским игрокам к внешнему фондированию в долларах и и ускорившие падение рубля (которое шло бы и без них при падении нефти)
2) антисанкции (наши собственные ограничения), разогнавшие цены на импортное продовольствие (а заодно и отечественное)

14:32

В теории экономики инфляция называется «налогом на бедных», а заодно служит каналом перераспределения доходов. Естественно, от бедных к богатым. Но не думаю, что она рукотворная. Ведь инфляционная ситуация препятствует развитию экономики.

15:09

Хороший вопрос.
Действительно, инфляция является проводником данного скрытого налога - который имеет название сеньораж. Однако данный налог проявляется в том, что государство проводит существенную эмиссию денег в целях финансирования своих расходов (ЦБ выкупает госбумаги либо напрямую кредитует бюджет). В России этого нет - Банк России проводит наоборот достаточно жесткую политику, а инфляция имеет другую природу - сейчас это влияние курса и некоторых шоков предложения в цене продовольствия.
При этом девальвация курса не вызвана "желаниями" кого-либо, а имеет фундаментальную природу. Падение цен на нефть (на 20-25%) приведет к снижению предложения валюты, что и выливается в удорожании доллара и евро. Дополнительно масло в огонь подливают ограничения на внешних рынках капитала, когда предприятия не могут занять валюту для осуществления выплат по внешнему долгу в достаточном количестве.
Действия спекулянтов лишь делают процесс ослабления более быстрым (они играют на опережение) - в их отсутсвии ослабление также происходило бы, но менее заметными темпами.

17:22

Безусловно, инфляция уменьшает реальные доходы населения. Но сегодня, думаю, рано делать выводы о том, что мы до конца года увидим двузначные цифры. Кстати, 10 лет назад никто и не мечтал о таком уровне инфляции.


Скрыть ответы

64

11:54

asting,  Астинг

Стоит ли сейчас вкладываться в акции РФ, в связи с катастрофическим падением курса рубля.Или нужно еще подождать чтобы и фондовый рынок "схлопнулся" на процентов 40-50 как рубль?

13:34

На финансовом рынке никогда не бывает заранее известного временного расписания цен инструментов. Поэтому указанные 40-50% или другие – это предмет догадок. Момент входа в рынок для каждого инвестора зависит от его финансового состояния. Если инвестор готов рискнуть определенной суммой на длительный срок (например, от полугода и более), то сейчас - неплохая точка входа. Есть известная поговорка для таких инвесторов – покупай, когда дешево.


Скрыть ответы

63

11:52

Alexander

Если предположить, что конфликт на Украине продолжится в 15 году, текущие санкции останутся в силе, нефть будет в районе 75-80, каким по-вашему может быть курс рубля, если попытаться не учитывать спекулятивный спрос (экспортеры рано или поздно вынуждены будут продавать валютную выручку, население тоже не может бесконечно запасаться валютой). Можете ли предложить хотя бы очень грубую формулу оценки? Дело в том что сейчас звучат опасения по 70 рублей за 1$, соответственно нужна какая-то точка отсчета.

13:14

Если рассматривать сценарий, как Вы описываете, то по нашим оценкам не выше 55 за доллар до конца 2015 года.


Скрыть ответы

62

11:50

Александр

Кто продает рубли и покупает валюту в больших колличествах.Почему центробанк не подчиняют правительству с целью снижения ставок на уровень европейских и оживления экономики России. Когда страна избавится от долларовой иглы и что для этого надо делать?

12:50

У компаний есть внешний долг, который надо рефинансировать. На западе денег не дают, на внутреннем рынке пока валюту можно только купить за рубли на рынке, что и происходит. Снижение ставки приведет к тому, что банки будут брать под низкую ставку и играть против рубля, эта схема будет очень прибыльной, так что ставку снижать нельзя не пожертвовав рублем, который при таком сценарии может быть еще ниже. От долларовой иглы можно избавиться, избавившись от зависимости от нефти.

13:16

Ни в коем случае нельзя подчинять ЦБ правительству. В противном случае возможна накачка страны деньгами под предвыборные обещания, неконтролируемый разгон инфляции, а после прихода нового правительства справиться с галоппирующей инфляцией при низких ставках будет просто невозможно.

14:31

О вреде высокой ключевой ставки кто только ни говорит. Но, видимо, на Неглинке хорошая звукоизоляция. Рецепт один – развивать собственную экономику, а не заниматься призрачными проектами типа «борьбы с отдельно стоящей инфляцией».

15:22

Валюту покупают:
а) предприятия - так ситуации ограничения на внешних рынках капитала, предприятия не могут занять валюту для осуществления выплат по внешнему долгу в достаточном количестве. Поэтому покупают с рынка.
б) население - так как видит обесценение валюты
в) экспортеры наоборот валюту придерживают - так как рынки капитала закрыты, валютная выручка сокращается вслед за ценами на нефть, есть положительная переоценка.
С учетом падения цен на нефть (на 20-25%) и экспортных доходов рубль должен обесценится. Единственное что Банк России может сделать - это предоставить возможность брать кредиты в валюте. До сих пор условия предоставления ликвидности по данным инструментам каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз были "не в рынке", срочность инструментов (1 неделя и 1 месяц) не соответствовала горизонту закупки валюты предприятий (для погашений в декабре и в 2015 году).
5 ноября Банк России сделал кредиты более доступными, и увеличил сроки до 1 года. Это должно уменьшить спрос на валюту со стороны игроков реального сектора экономики.
Сложившаяся ситуация есть следствия внешних воздействий на экономику России. Спекулянты лишь чувствуют тренд и разгоняют его, тем более что они имеют возможность играть против рубля с плечом.
Более низкие ставки представления рублей лишь увеличили бы желание спекулянтов взять побольше дешевых рублей, и вложить в дорожающую валюты - тем самым увеличив давление на рубль. В то же время, рост ставок мог бы быть меньше - чувствительность спекулянтов к ключевой ставке при подобной динамике девальвации рубля может быть незначительной.
Долларовая игла - вопрос сложный. Например, сначала надо ровно в два раза порезать госрасходы. Чтобы порезали вы?


Скрыть ответы

61

11:49

Wovkan

Почему в Тайланде 1 бат как стоил 32бата за доллар так и стоит, а у нас уже почти 49руб? Тайланд ведь бедная развивающаяся страна.

13:19

Тайланду не закрывали доступ на внешние рынки, Тайланд не зависит от падения цен на нефть, инфляция в Тайланде 2-3% (а у нас 8-9% будет в текущем году).


Скрыть ответы

60

11:46

Alexander

Многие факторы текущего снижения рубля начали действовать с весны-лета, почему столь стремительное обесценивание рубля мы наблюдаем только сейчас? Пришла осознанность в какой "яме" мы все оказались? И что власть не собирается (не способна) особо ничего сделать?

12:51

Все проще – так сложилось исторически, что к концу года многим компаниям нужно рефинансировать бОльшую часть своего внешнего долга. Рынки капитала зарылись раньше, но ударили они по рублю именно тогда, когда компании начали судорожно скупать валюту для погашений. Ну и спекулянты присоединились на сильном движении.

14:22

Факторы давления на рубль во 2 полугодии усилились.

14:27

«Стремительности» добавили такие факторы как : самоустранение мегарегулятора и объявление о переходе к режиму свободного плавания рубля, затягивание с нормализацией геополитических факторов, проседание нефти, ухудшение дел в экономике, крайне сдержанные прогнозы нашего развития на перспективу…. И это все сошлось в одном фокусе.

15:27

Главный фактор ускорения девальвации в 3 кваратле - падение цен на нефть с 105 до 80 долл./барр, что снижает поступление валютных доходов в страну на 90 млрд. долл. Для восстановления равновесия на рынке необходимо в таком же или чуть меньшем объеме уменьшить импорт. Совокупный объем импорта товаров и услуг - 400 млрд. долл.
На сколько должен уменьшиться курс рубля, чтобы сократить объем импорта на 20% в условиях немного, но растущих доходов населения в рублях? Ответ - минимум на 25-30%.
Спеклянты лишь сделали процесс более интенсивным


Скрыть ответы

59

11:46

виталий,  дыра в бюджете страны

Девальвация проводится специально, чтобы при низких ценах на нефть исполнить бумажками (рублями) бюджет страны???? И до скольки они решили уронить рубль?

13:21

На рынке нет ни ЦБ ни Минфина. Говорить о целенаправленном изменении курса рубля правительством не приходится. На мой взгляд, ответ гораздо прозаичнее (выплата внешних долгов компаний при закрытых рынках), спекуляции.

14:22

. Вряд ли специально. Цена такой девальвации слишком высока. Бюджет – важная вещь, но это еще не вся экономика. А что касается умеренной девальвации. То она была неизбежно по экономическим причинам.


Скрыть ответы

58

11:46

asting,  Астинг

Большинство стран мира зависят от действий монетарных властей США эту же участь и постигла и постсоветскую Россию. Как нам уйти от долларовой зависимости ведь ФРС только печатает бумажки, а мы отдаем за них свои невосполнимые природные ресурсы нефть,газ и.т.д.Есть ли примеры стран, которые избежали долларовой зависемости, но при этом сохранили открытую экономику.Почему бы не ввести золотой рубль,хотя бы паралельно с существующим деревянным?

13:30

Стоимость золота также определяется в долларах США, и точно так же реагирует на укрепление доллара, как и любая другая валюта. Привязываясь к золоту, вы просто добавляете посредника в цепочку. И кроме того лишаете свою экономику возможности адаптироваться за счет валютных курсов к новым реалиям, что рано или поздно приведет к структурным дисбалансам и отказа от данного правила. Ценность золота как базового актива сомнительна - смысла в этом металле (тем более его хранении как обеспечения) немного. Даже в этом случае доллар интереснее (объем чистого золота на балансе ФРС в разы больше, чем на балансе Банка России).


Скрыть ответы

57

11:45

Кирилл

Есть устойчивое ощущение, что сейчас спекулянты будут фиксировать прибыли по долларам. Для этого необходимо, чтобы улеглась паника. В связи с этим 2 вопроса: что сейчас может погасить панику? И на каких уровнях ожидается активная фаза продажи доллара крупными игроками?

12:51

Панику может погасит ЦБ, предоставив рынку дешевую долларовую ликвидность через различные инструменты. Что касается крупных игроков, то это, как правило, экспортеры, и они сами должны гасить внешние займы. И поэтому в разы меньше продают экспортную выручку. Так что как такового уровня нет.

17:22

Да, сегодня мы увидели начало конца паники – во всяком случае, хочется надеяться на это.


Скрыть ответы

56

11:37

Максим

Как говорится "кот на крыше - мыши в пляс". Уважаемые эксперты, Вы все, как представители коммерческих банков, очень рады тому, что ЦБ бросил валютный рынок? Население и бизнес однозначно потеряют от такой политики ЦБ, хоть коммерческим банком есть какой-то гешефт?

14:23

Гешефт есть для всех игроков, кто сыграл на повышение и кого были крупные деньги. Соответственно, потери даже для держателей крупных денег, которые не угадали. Все просто – одни выиграли, другие ровно столько же проиграли.

16:37

Прямой эффект от девальвации рубля в целом для банковской системы положителен - посколько большинство банков поддерживали положительную чистую валютную позицию (т.е. владели большим количеством долларов, чем были должны).
Однако сложившаяся ситуация имеет для банков ряд существенных косвенных негативных последствий:
1. Снижение вкладов предприятий для выплаты внешнего долга.
2. Отток вкладов населения
3. Рост ключевой ставки удорожает стоимость ресурсов для банков. Учитывая тот факт, что банки не увеличивают кредитные ставки в той же пропорции, что и ключевая ставка ЦБ, это оказывает негативное влиение на прибыль банков.
4. Рост ставок приводит к негативной переоценке стоимости рыночных бумаг в балансе банков. Это негативно влияет на прибыль и капитал банков, - т.е. является определнным стрессом для банковской системы в целом.

17:24

Российские банки давно уже перестали быть финансовыми институтами, которые зарабатывали лишь на спекуляциях валютой. Основной источник доходов почти у всех нормальных банков сегодня — кредитование. Не забывайте и о рознице, в развитие которой в последние годы банками вложены огромные средства. И вообще, стабильно зарабатывать можно только в стабильных условиях.


Скрыть ответы

55

11:30

asting,  Астинг

Сейчас многие аналитики указывают,что РФ идет по аргентинскому сценарию т.е падение национальной валюты и плавный рост рублевого фондового рынка.Как вы считаете справедливо ли это мнение. На каких уровнях Вы видите индекс ММВБ на конец года. Спасибо.

Скрыть ответы

54

11:28

Сергей-Москва,  Individual Investor

Добрый день! Почему в СМИ (Радио "Бизнес ФМ", например), и разные аналитики Падение Рубля ЧЕСТНО НЕ объясняют ТЯЖЕЛЕЙШИМ экономическим положением в РФ в контексте продолжающегося умышленного разрушения отечественной промышленности : 1)добивания авиационной (пример - показушная закупка "Боингов" структурами "Аэрофлота); 2) закрытием почти на 50 -70% машиностроительных заводов Урала; 3) Главное - целенаправленное разрушение отечественной науки (Академия Наук придавили), образования (система ПТУ почти сгинула) и медицины...???
Почему Правительство РФ почти НЕ занимается запуском собственного производства изделий машиностроения, хотя бы конкуренетных на Мировом Рынке? Вы, согласны, что давно назрела отставка Правительства?

Скрыть ответы

53

11:13

Vektor

По вашему мнению, сейчас кризис сильнее предстоит России чем в 2008-2009 годах?

13:35

Кризис кризису рознь. Если в 2008-2009 году было резкое сокращение экономики и столь же быстрый выход, то сейчас темпы роста экономики плавно опускаются до нуля, и находится в околонулевом состоянии (или незначительном сокращении) могут длительное время.


Скрыть ответы

52

11:12

Александр

Не пора ли ЦБР вводить обязательную продажу валютной выручки, ограничения на вывоз капитала и прочие административные меры?

13:36

Чтобы окончательно отпугнуть потенциальных иностранных инвесторов и отрезать РФ лет -дцать от мировых финансовых рынков? Это будет шагом назад.

16:40

Банк России введет эти меры, если не сработают рыночные.
При этом введение возрождение требования по обязательной продаже доли валютной вырчуки экспортерами вряд ли сильно отпугнет инвесторов (в отличие от ограничений на капитальные потоки), так как не ограничит их возможности в ее обратной скупке.


Скрыть ответы

51

11:12

Сергей

Возможен ли курс $ 100 р. к концу 2014 г. и 200 р. в 2015 г?

13:37

Вероятность околонулевая)

14:24

Такие апокалипсические прогнозы вряд ли уместны. Экономика имеет естественные пропорции и определенные обоснованные соотношения. Если их нельзя точно просчитать, это не значит, что их нет. Названные Вами цифры основаны на текущем ажиотаже.

14:24

Маловероятно

17:25

Нет, не возможен.


Скрыть ответы

50

11:12

Vektor

Уважаемый эксперты, может быть ЦБ специально отпустил рубль, чтобы он совсем уже ослаб, чтобы уже все перестали на это обращать внимание? и просто, потому что сейчас это выгодно?

13:38

ЦБ собирался отпустить рубль к 2015 году. Такой шаг сейчас - это лишь ускорение процесса, когда кошке режут хвост не по частям, а сразу.

14:17

В предлагаемом Вами варианте летом ничего не просчитывалось. Простая экстраполяция на коротком участке тут не работает. Но это вовсе не означает, что мегарегулятору надо было самоустраняться от регулирования. Наоборот, энергичные меры во многом предотвратили бы нынешнюю ситуацию.


Скрыть ответы

49

11:11

Ольга

Добрый день, подскажите пожалуйста с точки зрения технического анализа каковы цели дальнейшего снижения рубля против доллара.

17:25

Повторюсь, сегодня теханализ не работает.


Скрыть ответы

48

10:57

Виктор

Уважаемые аналитики банков, вопрос всем. Нынешняя ситуация легко просчитывалась ещё летом, когда курс был 35. Но вы тогда не верили, что через 3 недели доллар будет 38,6. Вместо того, чтобы задуматься всерьёз, мне ехидно советовали купить опционов со страйком 45. Означает ли это, что вся наша банковская система серьёзно просчиталась в оценке рисков и сейчас находится на грани краха?

12:32

То, что многие риски были недооценены, факт, но про катастрофу никто не говорит.


Скрыть ответы

47

10:53

Николай

Как Сбербанк РФ отреагирует на падение рубля (прибыль, убыток рост, снижение, дивиденды..)

Скрыть ответы

46

10:45

Николай

Представляет ли текущее падение рубля угрозу: для экономики РФ в целом для секторов экономики

13:53

В целом грозит сокращением внутреннего спроса импортных товаров и сокращением инвестиций (для которых как правило покупали западное оборудование). Можно было бы ожидать роста прибыльности у нефтяников, но учитывая их валютные долги, ситуация для сектора скорее останется нейтральной. Можно ожидать переориентации спроса на часть продуктов отечественного производства там, где это возможно (еда, напитки, одежда) и некоторый рост данных отраслей промышленности, однако электронику, авто, бытовую технику ждет спад продаж.


Скрыть ответы

45

10:45

Николай

Какой Вы видите потолок падения рубля к доллару и евро: спекулятивный (достижение по максимуму) равновесный (после гашения колебаний)

12:31

Про равновесие говорить сложно, поскольку оно должно учитывать рыночную ситуацию, когда нет ограничений на внешние займы. А когда откроются внешние рынки капитала – ответить сложно.

13:56

В принципе текущие курсы, по нашей оценке, уже перешагнули равновесное состояние и ушли в область спекуляций. Однако это если не учитывать сценарий войны и новых серьезных санкций. Курс 45 уже учитывает и нефть, и агрессивный отток капитала.


Скрыть ответы

44

10:31

Виталий,  г. Н.Новгород

Как вы соотносите резкое падение рубля и обеспечение стабильности всей финансовой системы страны? Видит ли ЦБ здесь угрозу, по большому счету, национальной безопасности?

12:18

Пока ЦБ не видит такой угрозы. Что касается финансовой стабильности, то пока запас прочности достаточен, долговая нагрузка относительно невелика.

13:29

Видит ли угрозу ЦБ, надо поинтересоваться у него самого. А с экспертной точки зрения риски несомненны. Ведь не только курс зависит от состояния экономики, но и неконтролируемый срыв курса в штопор угрожает стабильности всей экономики, а значит и экономической безопасности страны.

14:00

Судя по тому, что ЦБ ничего не делает, угрозы пока не видит. В целом риски финансовой стабильности при такой волатильности безусловно выросли, вмешательство регулятора очень вероятно в ближайшие дни.

15:10

Эти события связаны между собой, но не настолько, чтобы одно из них вытекало из другого. ЦБ РФ имеет лишь один мандат – обеспечение ценовой стабильности. Национальной безопасностью занимаются другие органы.


Скрыть ответы

43

10:27

Алексей

Уважаемые эксперты! Подскажите, пожалуйста, как вы подготовились к текущей ситуации с валютными колебаниями? В чем вы храните ваши сбережения?

13:28

Свои небольшие сбережения я много лет храню в долларах. Хотя, не скрою, пару лет тому назад это вызывало удивление у моих друзей-экономистов.

15:13

В зависимости от того, в чем выплачивается вознаграждение за работу. Если зарплата в рублях, то соответственно и накопления тоже в рублях.


Скрыть ответы

42

10:27

lwra

Внешние долги страны превышают 700 млрд., а ЗВР ЦБ всего 400 млрд., финансовые рынки закрыты. При этом на вкладах в банках лежит более 17 трлн. руб. Идёт всеобщее бегство от рубля. Как вы думаете, что произойдёт раньше дефолт страны по внешним долгам или новое банкротство Сбербанка и всей банковской системы?

12:18

Внешний госдолг – порядка 5% от той суммы, которую вы обозначили. Внешний корпоративный долг действительно велик, но быстро сокращается в связи с закрытыми внешними рынками. Сейчас он составляет 670 млрд. долл. Экспортеры, которые являются основными внешними заемщиками, вполне способны сами рефинансировать большую часть. Для примера: годовая прибыть Газпрома 30 млрд. долл., Роснефти – 16 млрд. долл. Так что дефолта не будет, но проблема в том, что экспортеры резко сократили продажи валюты на внутреннем рынке для рефинансирования внешних займоов. И то, к какому курсу рубля это может привести, мы сейчас видим.


Скрыть ответы

41

09:58

Nuseraro,  МГУ

Commodity пузырь сдуется или все-таки нет? Не только нефть, большинство сырья уже внизу. Хотя кое-какие чувствуют себя неплохо. Ведь беда экономики России не только в том, что она нефтегазовая, а и что где не нефтегазовая, то там другая сырьевая...

13:27

Беда экономики в том, что мало занимаются экономикой как таковой – ее развитием, то есть инвестиционным процессом в направлении отраслевой и региональной диверсификации, подъема на новый технологический уровень. Деклараций на этот счет много, а конкретных действий пока не видно. Нужна жесткая государственная политика с обозначением конкретных мер.

15:15

Это нормальные цикличные явления. Однако, говорить, что дальше все будет только «сдуваться», не стоит. Есть и позитивные факторы: например, восстановление роста экономики США и т.д.


Скрыть ответы

40

09:53

Матвей

Какие ваши ожидания по динамике государственных заказов? Будут расти, укрепляя рубль, падать, экономя накопленное, или применяться как инструмент не будут, обходясь монетарными средствами?

13:24

По некоторым признакам угадывается (именно угадывается) институциональное, организационное и финансовое оживление в оборонном комплексе. Может быть он выступит в качестве локомотива? Ну и аграрии самоотверженно борются за выживание – у них просто нет выбора. Правда, как им встречать весну с такими ценами на топливо и такими ставками по кредитам?

15:15

Государственные расходы будут оставаться на высоком уровне, т.к. в такой ситуации, как сейчас, другого способа поддержать экономику, похоже, нет.


Скрыть ответы

39

09:49

Матвей

Пошатнет ли текущий курс стабильность предприятий и банков России? Закрываются ли уже бизнесы и будет ли резкий рост банкротств в следующем году? Долларовые займы, производственное оборудование, компоненты, перепродажа западных товаров... +40(?)%

13:22

И банкам и предприятиям придется нелегко. Борьба с инфляцией монетаристскими методами (без видимых, заметим успехов) на деле оборачивается удушением собственной экономики.

14:08

Для большей части предприятий (экспортеров) падения рубля позитивно.А вот банкам с их валютными пассивами и ростом рисков по ряду заемщиков приходится достаточно нелегко.


Скрыть ответы

38

09:46

Матвей

Стоит ли огорчаться тем, у кого зарплата номинирована в рублях(почти вся Россия)? Кому удастся вытребовать дополнительное повышение зарплаты в связи с падением курса, а кто надолго окажется ущемленным в долларовом эквиваленте?

13:21

Зарплату, номинированную в рублях, методично съедает инфляция, которая заметно ускорилась. А добиться повышения зарплаты в стагнирующей экономике, при насыщенном рынке труда – задача не из легких. В странах с развитыми рыночными традициями этим делом занимаются профсоюзы.


Скрыть ответы

37

09:36

Виталий,  г. Н.Новгород

Прямой вопрос: НЕ ПОРА ли спасать рубль, а значит спасать жителей этой страны, их деньги, их сбережения, их жизнь?!

10:44

Здравствуйте Виталий! А НЕ ПОРА ли ПЕРЕСТАТЬ ПАНИКОВАТЬ??? Стоит заметить, что многое зависит именно от жителей этой страны, которые в панике раскупают всю валюту и избавляются от рублей. Таким образом сами же давим курс вверх. Надеюсь мой ответ внесет некоторую ясность в Ваше представление о сложившейся ситуации с российской валютой.
С уважением, Гитес А.С.

13:20

Рубль отдельно от всей экономики не спасешь. Деньги это не отдельная. Автономная субстанция, а квинтэссенция общеэкономических процессов. Но, согласен, что в экстраординарных случаях следует принимать чрезвычайные меры по купированию ситуации. Они известны. Надо только хороший учебник прочитать.


Скрыть ответы

36

09:29

asting,  Астинг

Здравствуйте.Создается ощущение,что ЦБ не только не противится, но и специально создает предпосылки для девальвации рубля, если и осуществляет "вербальные интервенции" то делает это вяло и нудно как К.Юдаева. Даже простой человек начинает верить,что доллар будет и 50 и возможно 60 рублей.Потратили 27 млрд ЗВР в октябре, но это не помогает нашему многострадальному рублю.Как вы думаете уважаемые эксперты коллапс уже наступил или все еще только начинается? Есть ли внятная экономическая политика у нашего государства?Почему простой народ должен расплачиваться за наши геополитические победы?

13:20

Вы правы, во многом ситуация спровоцирована низкой репутацией регулятора. Руководство мегарегулятора, видимо, путает личный состав ЦБ, которым оно управляет, и экономический механизм, к которому нужны иные подходы, и который приказам и уговорам не подвластен. Нужно знать собственную экономику, понимать ее особенности в данный момент и применять соответствующие ситуации меры. А не обращаться «к городу и миру».

15:17

Экономическая политика нашего государства вполне понятна: увеличение доли государства в экономике и сведение бюджета. В последнее время российская экономика – это только бюджет.


Скрыть ответы

35

09:17

Виталий,  г. Н.Новгород

Как вы относитесь к идее Ассоциации российских банков ввести в России программу QE в условиях и без того высокой инфляции? В чем здесь логика банкиров?

14:12

Часто комментарии по поводу необходимости введения российского аналога американского QE просто вводят в ступор. У нас не Америка, всем уже давно пора это понять. Нередко предлагается раздать банкам фактически неограниченные ресурсы (исчисляемые в десятках триллионов рублей) за счёт банальной эмиссии. Ничего общего с американской программой QE это не имеет, та программа основана на реальном выкупе государственных облигаций. Если реализовать программу в её извращенном виде в РФ, то ничего кроме финансового пузыря (а, точнее, грыжи) рынок не заработает.

15:17

Это не совсем корректное утверждение и вырвано из контекста. Сейчас нет дефицита рублей, поэтому не совсем понятно, зачем вводить программы дополнительного финансирования. Реальных предпосылок для этого нет.


Скрыть ответы

34

08:55

Виталий,  г. Н.Новгород

Можно говорить, что ЦБ явно отстает в принятии решений (и тех ли рещений?) для регулирования курса рубля. А может, это его намеренная политика для наполнения бюджета в условиях практически стагнации экономики? Вообще, как вы оцениваете "действия" ЦБ РФ? Неужели он не учитывает возможность паники и утраты доверия населения к власти в целом, что будет пострашнее стагнации?

13:13

ЦБ пропустил все возможные моменты управления ситуацией, а развиваться она начала с января нынешнего года. И не только пропустил, но и сделал ряд неверных шагов, повышая ключевую ставку, заявив о прекращении поддержки курса рубля, выпустив пессимистический прогноз по экономике. Хотя для полноты картины заметим, что курс формируется под влиянием более глубинных экономических факторов, которые долго вызревали в экономике. Девальвация была неизбежна. Но срыва в штопор мегарегулятор не должен был допускать.

15:18

Ослабление рубля помогает успешно сводить бюджет даже в условиях стагнации. ЦБ РФ все делает правильно. Необходимо помнить, что финансовый регулятор обладает большим объемом информации, чем рынок. ЦБ не может и не должен отвечать за доверие населения к власти.


Скрыть ответы

33

08:18

Bob2005,  1

Здравствуйте! В связи с падением рубля, стоит ли сейчас брать ипотечный кредит? И какова вероятность значительного роста цен на недвижимость?

14:00

Цены на недвижимость у нас, если честно, и так взвинчены донельзя. Всё таки, есть ещё и потребитель, возможности которого ограниченны, и становятся меньше при девальвации его сбережений. Ипотеку брать можно, не вижу для этого препон. Вопрос - в чём? - Ответ - только в рублях. Никогда не пытайтесь обыграть рынок с его сюрпризами на длинном горизонте. Проглотит и не заметит. Берите в той валюте, в которой получаете зарплату. Ещё совсем недавно знакомые мне задавали вопрос по предпочтениям валюты для ипотеки при долларе в 37, ответ был такой же.


Скрыть ответы

32

02:35

Андрей

Скажите, пожалуйста. Неужели в Тайланде экономика настолько сильнее чем в России, что в обменных пунктах тайский бат стоит 1,7руб. Это могло бы быть смешно, если бы не было так грустно.

Скрыть ответы

31

02:31

Андрей

Какие проблемы возникают с тем, чтобы обязать экспортеров продавать валютную выручку или хотя бы часть ее, как это было в девяностые годы. А не давать им придерживать ее тем самым усиливая давление на рубль. Пора закончить этот бандитский беспредел с обвалом нашей национальной валюты!

13:08

Есть ряд мер, которые могут пресечь обвал и оздоровить ситуацию. Они все известны даже студентам.

13:41

Продолжу фразу Михаила. Но нужно набраться мужества, чтобы претворить эти меры в жизнь. Иного не дано. Ещё вопрос - где точка кипения и где точка невозврата?


Скрыть ответы

30

01:39

delta34

Отказ ЦБ от поддержки рубля противоречит статье 75 Конституции Российской Федерации - высший нормативный акт. Это одна из его основных задач. Не считаете ли Вы, что нарушая закон, должны нести ответственность должностные лица и быть отставки? Когда украли кошелёк у гражданина - это преступление. Когда у всего населения России украли сбережения, пенсионные накопления - это просто девальвация. Идёт прямой поток валюты в страну. Куда уходит экспортная выручка от продажи нефти и газа, алмазов и дерева, угля и титана, урана и всего такого мелкого, что никто из населения не замечает? Импорт сокращается, сокращается его закупка. Туризм за рубеж сократился, валюта в стране. Где она?

Скрыть ответы

29

00:53

Андрей

Нас уверяют, что нынешнее падение рубля связано с падением цены на нефть, вызванное, в свою очередь,укреплением доллара США. Почему тогда норвежская крона укрепляется к доллару с 1,7 до 1,46?

13:00

Курс связан с общим состоянием экономики, ее эффективностью. Мы говорим о нефти, потому что она «наше все», и кроме того, мы любим верить в догмы. Цены на нефть только дали выход давно назревшим проблемам, что выразилось в инфляции и падении курса национальной валюты. (Денежные индикаторы отражают общее состояние хозяйства, как температура у больного). И именно поэтому укрепляется норвежская крона – там экономика более эффективна.

13:33

Нефть - лишь часть. Основное - спекулятивное давление, возникающее в результате геополитического конфликта. Также портят имидж рубля слабая экономика в целом, никак не поддающаяся инфляция в частности + существенное смягчение курсовой политики ЦБ РФ. В итоге рубль оказывается в свободном плавании в самый не подходящий для этого момент. При всём при этом фразы типа "это не рубль слабеет, а доллар укрепляется" выглядят крайне нелепо. Лично я не понимаю, зачем скрывать очевидное.

15:19

Не совсем понятно, откуда такие цифры. По нашим данным норвежская крона с июня снизилась 13%.


Скрыть ответы

28

00:36

Alexander

Каковы по-вашему основные причины такого сильного падения рубля? - Санкции (доступ на западные рынки капитала закрыт, компании набирают валюту на российском рынке) - снижение нефти - общая экономическая и политическая ситуация(капиталы бегут из страны-изгоя, в которой невозможно вести бизнес) - спекулятивная составляющая (как физики так и юрики ставят на понижение) Можете что-нибудь добавить и в какой фактор сейчас оказывает наибольшее влияние на динамику рубля?

11:31

Здравствуйте Александр! На мой взгляд падение рубля вызвано совокупностью причин которые Вы вкратце озвучили. Я бы добавил к тому что Вы озвучили панические настроения населения, которое массово начинает скупать доллары и евро, не задумываясь, что через некоторое время курс может стабилизироваться, а переплаченная сумма уйдет валютным спекулянтам. Плюс стагнация экономики, отсутствие массового развития промышленного производства, что приводит к росту потребления импортных товаров, что в свою очередь давит на платежный баланс страны.
С уважением, Гитес А.С.

12:56

Курс валюты формируется под влиянием ряда факторов- они многослойны и, заметим, взаимосвязаны. Перечислим (естественно, не все) через запятую: общая эффективность и динамика экономики, состояние платежного и торгового баланса. Эти факторы формируют основы курса, базовые соотношения. Но есть и конъюнктурные – движение краткосрочного капитала, геополитические факторы, ожидания (сформированные прогнозами и слухами), политика и деятельность регулятора. Они отклоняют реальные котировки в ту или иную сторону от базовых значений. При определенных обстоятельствах они могут играть доминирующую роль. Что мы и наблюдаем. Основной фактор сейчас – психологический, негативные ожидания, низкий репутационный уровень регулятора.

14:06

Совокупность перечисленных факторов, включая общую экономическую ситуацию

15:19

Мы считаем, что рубль могут поддержать не административные меры или трата резервов на валютные интервенции, а создание дефицита рубля. ЦБ должен ограничивать объемы предоставляемой рублевой ликвидности и повышать ставки.


Скрыть ответы

27

00:23

Миха,  Рога и Копыта

какие ещё факторы влияют на курс рубля? играет ли кто то на понижение рубля или все хотят спаси имеющееся? когда и при каких условиях накупленные доллары будут продаваться крупными игроками?( вечно сидеть с накупленным баксом нет смысла- прибыль низка)что будет если ЦБ не станет вмешиваться и при падении доллара к рублю? почему не отменяют НДС на покупку\продажу населением драгметалов в банках, как альтернативу покупке населением валюты?

14:05

Рост волатильности на валютном рынке является результатом не только влияния спекулятивных факторов, но и стремлением снижения рисков.


Скрыть ответы

26

00:16

Alexander

Сейчас есть несколько версий причин снижения нефти: 1. Банальное превышение предложения над спросом 2. Попытка Саудовской Аравии ослабить (остановить) сланцевых производителей 3. Заговор против России Какова по-вашему основная причина? Выгодна ли США снижающаяся нефть (с одной стороны экономике от этого лучше, однако начинает страдать наиболее динамично развивающаяся отрасль сланцевой добычи)? Другими словами на месте властей США нужно радоваться или огорчаться? (в России с этим вопросом значительно проще)

14:03

Скидка Саудовской Аравии азиатским и американским потребителям оказали давление на нефтяные цены. Но дальнейшее движение будет зависеть от позиции ОПЕК, ситуации на Ближнем Востоке, экономической ситуации в мире и другим комплексом факторов.


Скрыть ответы

25

00:16

ivses,  Ivmaik

Реальные причины падения рубля? Как долго еще будет падать золото? Какова вероятность дефолта 2015? Можно ли вообще что-либо просчитать и предположить, учитывая ответы на 23 вопрос с этой конференции Финам? http://www.finam.ru/analysis/conf00001/svobodnyiy-rubl-deiystviya-cb-rf-prognozy-geopoliticheskie-riski-20140822-1300/

14:02

Причиной падения рубля является комплекс факторов на фоне возросших спекулятивных возможностей. Падение золота и металлов в целом в значительной степени обусловлено укреплением доллара на рынке FOREX. С учетом ухудшения прогноза роста мировой экономики на 2015г. цены на золото будут иметь умеренную поддержку.

15:20

Основные причины ослабления рубля – это отрицательная динамика цен на нефть, экономические и геополитические проблемы, а также переход к плавающему курсу рубля. Падение цен на золото может оказаться затяжным, т.к. основные поддерживающие его факторы уходят с рынка (инфляция и слабость экономики). Вероятность дефолта в 2015 году мы оцениваем в 0%.


Скрыть ответы

24

00:01

Antira

Обычно слабая национальная валюта становится сильным драйвером для роста фондового рынка ( последний пример Япония 2013 г.) и рост этот значительно превосходит падение курса. Что же мы видим - курс рубля за последний месяц упал более 20%, а индекс ММВБ вырос на несколько процентов. Можно, конечно, сослаться на внешний фактор, но компании с хорошими дивидендными историями (пример, Норильский Никель стоит более 8000 руб) не упали! В чём же дело? Может нашим эмитентам не хватает ответственности и контроля в сфере отчётности? Это же смешно, к примеру, когда выручка растёт, а чистая прибыль падает или в этом квартале большой плюс, а в следующим большой минус.

12:53

Для этого надо иметь фондовый рынок и общие условия для развития экономики. В Японии все это было, поэтому и курсовые пируэты сработали. В экономике прямые аналогии не действуют. Всегда необходимо смотреть на конкретную ситуацию в конкретное время.

13:46

Я бы сказал, что растут, опережая рынок, эффективные и интересные бумаги, а вот те, кому даже падение рубля не поможет, отстают. К сожалению, на текущий момент времени, на РФР вторых существенно больше.

13:59

Рост фондовых индексов и рост экономики не всегда происходят одновременно, особенно на развивающихся рынках. Эффект от обесценения национальной валюты будет заметен в экономике с определенным временным лагом.


Скрыть ответы

23

23:54

Алексей

Еще вопрос (помимо четвертого) - уважаемые эксперты, согласны ли вы или нет с предположением, что достигнув 50 RUB/USD, пара развернется к 40 RUB/USD и достигнет указанный уровень к 2018 году. Спасибо.

12:52

Вот если мы к 2018 году создадим или хотя бы начнем движение к современной эффективной экономике, то тогда и курс будет близок к вашим прогнозам. А если нет, то путь только в одну сторону. Все эти рассуждения про «потолки», «максимумы», после которых непременно само собой последует снижение не состоятельны. Хотя по моему мнению, сейчас курс доллара взлетел так высоко на неконтролируемом ажиотаже, а поэтому должен «отыграть». В это сейчас трудно поверить, но так гласит теория курсообразования и наблюдение за динамикой.

13:25

50 рублей - лишь психологический уровень, не более того. Сейчас оглядываться назад не имеет смысла. Всё очень жестко, здесь и сейчас. Никакого разворота может и не случиться. Какой 2018 год? Доллар был ниже 40 ещё совсем недавно, в первой декаде декабря. Сейчас почти всё завязано на спекуляции. Забудут про Украину, может всё столь же резко развернуться.

13:57

На наш взгляд высокая волатильность на валютном рынке сохранится и возможно тестирование новых уровней.


Скрыть ответы

22

23:04

Александр

На какую величину в % увеличилась денежная масса в России в 2014 году, по сравнению с 2008 г.

13:28

На 01.10.2008 года денежный агрегат М2 составлял 10,1 трлн рублей. На 01.10.2014 - 30,6 трлн рублей.

15:20

В 2.5 раза.


Скрыть ответы

21

22:02

Эдуард

Рубль падает камнем, при этом рублёвые цены на жильё стоят на месте, то есть обесцениваются.Собираюсь сейчас продавать квартиру для отделки другой квартиры в новостройке, т.к. запланированные на это деньги скверно вложил в акции (Моська и Иркутскэнерго).Вот и стоит диллема: продать в убыток акции, отделать квартиру, въехать туда, а нынешнюю продать и откупить акции. Или сразу продать нынешнее жильё, а акции не трогать, что-бы не остаться с чайничком на перроне? Или пока вообще не дёргаться, а переждать Смутное время?

Скрыть ответы

20

21:36

попав

Ребята, я продал квартиру, чтобы взять другую побольше. Деньги в рублях в сейфе, пока идет регистрация в росреестра. Я попал? Или цена на недвижимость в рублях останется более менее стабильной? Вопрос ценой в годы пахоты.

12:43

К сожалению, экономика полна рисков. Но цены на недвижимость все-таки инерционны. Вряд ли взлетят за несколько недель. Плюс платежеспособный спрос, который влияет на цены, вряд ли увеличится. Квартиры – не горячие пирожки. Так что не факт, что у вас все плохо.

13:11

С квартирой вряд ли. Спрос то сейчас на товары длительного пользования снижается, а инвестиционная составляющая в стоимости квартир вряд ли успеет за короткий срок существенно повлиять на конечную цену новой квартиры.

13:19

Согласен с коллегами. Пропали бы Вы в случае реализации уже известного нам сценария, когда люди копили на машину, а в итоге оставались с пачкой жвачки. В любом случае лучше не затягивать с реинвестированием высвободившейся наличности.


Скрыть ответы

19

21:24

Grey,  Amusement

Уважаемые эксперты, начиная с лета этого года объем валютных торгов на бирже начал расти и сейчас превышает показатели прошлого года почти на 60%. Кто по Вашему мнению вносит основной вклад в этот прирост: Население, Не резиденты или внутренние корпоративные заемщики не имеющие своей валютной выручки?

13:14

Это точно не население, на бирже торгуют очень немногие физики на малые по корпоративным меркам средства. Основная лепта - институциональные инвесторы, покупающие валюту как для себя, так и для крупных клиентов. Хеджироваться в текущих условиях многим жизненно необходимо.

13:54

В конечном счете все перечисленные экономические субъекты и в первую очередь банки.

14:41

Сейчас в спекулянтскую гонку включились все — и население, и компании. Кстати, банки уже начали сокращать валютные позиции.

15:21

Объем увеличивается равномерно по всем направлениям


Скрыть ответы

18

21:14

Слава,  Дом

И самый последний вопрос (надеюсь, модераторы простят мне этот флуд): Как вы думаете, не пора бы ЦБ наконец-то, хотя бы, намекнуть на скорую возможность тех самых мистических неограниченных интервенций по обстоятельствам на которые они всё время оставляют себе право? Может быть это хоть немного умерит панику и заставит задуматься самых рьяных стервятников. Хотя, по мне так уже поздновато для слов. И вообще, не подразумевает ли понятие "ПАПА" нечто мужского пола, способное самостоятельно принимать решения (особенно если так положено по закону) без оглядки на большого дядю, в чью компетенцию вообще-то не должны входить подобные вопросы?

12:54

Слова ЦБ точно не успокоят спекулянтов, а на интервенции регулятор уже не пойдет, по крайней мере пока рубль не провалятся ниже 50 рублей за доллар.

13:11

Полагаем, что пока не намекнёт он на такие неограниченные возможности, заняв выжидательную позицию. У него даже есть красивая аргументация. Посмотрите, сколько уже валюты продали (http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=flikvid&pid=idkp_br&sid=itm_51390). Неоднократно ежедневно делали интервенции в районе.5 млн. Более того, только-только отказались от масштабных вливаний, и сразу делать ещё более громоздкие? Рублей через 10 по доллару ещё может быть. Думаю, не раньше.


Скрыть ответы

17

20:58

Александр,  Интернет

Есть ли риск повторения дефолта 90-ых годов? Если да,то насколько велика вероятность этого? И что посоветуете делать с большими суммами рублей,валюты нет ни рубля.Переводить в валюту,тратить срочно деньги или бездействовать пережидая эти времена?

13:52

Диверсификация вложений является способом сгладить колебания стоимости отдельных активов портфеля.

14:40

Вероятность дефолта крайне низка. Сделайте корзину: евро, доллар, рубли — примерно поровну.

14:56

В течение следующих двух лет вероятность дефолта сводится к нулю. Дальнейший ход событий будет зависеть от развития экономической ситуации. Если ничего не изменится, то вероятность дефолта будет повышаться.


Скрыть ответы

16

20:52

Alex,  Дом

Понимают ли наши "руководители", до какой степени цены на рынке привязаны к доллару и евро? Если понимают, что будут делать дальше? До каких "высот" дойдем? Пойдем и захватим еще кусочек Украины? Или найдем еще какого0нибудь соседа, от которого можно урвать кусочек и отвлечь народ от проблем очередным всплеском патриотизма?

14:36

Собственно, нынешняя финансовая политика и направлена на то, чтобы наконец совсем «отвязать» российскую экономику от доллара и евро. Вспомните, например, когда евро ввели в обращение, курс к доллару был паритетный, затем были и падения евро и укрепление. По заявлениям европейских властей, это мало отражается на уровне цен и инфляции. Почему? Потому что экономика живет не по законам колебания доллара, а по законам собственной мощи или отсутствия таковой.


Скрыть ответы

15

20:40

Слава,  Дом

И ещё один вопрос: Как по вашему, если, предположим, цены на нефть провалятся ниже 80, сколько времени Саудовская Аравия сможет при них продержаться (не снижая темпы добычи и продолжая ценовую войну с некоторыми членами ОПЕК и американскими сланцами) за счёт своих резервов и не допустить сегодняшнего российского сценария развития событий у себя в стране? Ведь если обрывки информации которые до нас долетают верны, то тратят они сейчас исходя из среднегодовой цены на БРЕНТ 85$.

11:36

Саудовская Аравия входит в пятерку мировых лидеров по уровню ЗВР, по итогам 9 месяцев 2014 уровень которых оценивался в 2.5 bn. Таким образом, «запас прочности» у СА куда существенней, чем у РФ (9.2), оценочно СА «протянет» при низкой нефти не менее 3 лет. Но нужно понимать, что государственные финансы не терпят резких движений, особенно в отрицательную сторону. А это дает предпосылки полагать, что до крайностей не дойдет.

12:43

Думаю они договорятся в компромиссном для всех сторон варианте. Цена на нефть – политическая вещь. А вообще-то Саудовская Аравия может продержаться достаточно долго, о катастрофе вряд ли можно говорить. Ну будет некоторый адаптационный период, ну сократят аппетиты ….

13:51

Золотовалютные резервы и возможности девальвации риала могут ослабить влияние фактора падения цен на нефть.

14:36

Как уже отмечал, при бюджетном планировании учитывается среднегодовой уровень, который пока еще не ниже 100 долларов за баррель. Так что прекрасно продержатся еще не менее года — это при нынешней динамике. Не исключаем, что ОПЕК до конца года все же ограничит объемы добычи.

14:45

Саудовская Аравия в октябре нарастила добычу на 100 тыс. баррелей в сутки при общем объеме 9750 тыс. баррелей в сутки т.е. на 1,1%. В целом нельзя сказать, что данная страна существенно наращивает добычу, скорее она не снижает ее, несмотря на падение цены. Теоретически снижение добычи возможно, однако по последним сообщениям в прессе страны ОПЕК могут снизить добычу при переходе цены на нефть уровня в 70 долларов за баррель. Судя по подобному поведению, внутренних резервов страны достаточно для того, чтобы терпеть низкие цены в среднесрочной перспективе.

14:57

Саудовскую Аравию, думаю, ничуть не пугают цены ниже 80 долл./баррель. Это не сильно отразится на экономическом положении страны.


Скрыть ответы

14

20:35

Слава,  Дом

Зампред ЦБ на днях говорил что не видит в ситуации на валютном рынке никакой трагедии. Как по вашему, на каких ценах они её наконец-то увидят?

11:16

Для кого-то трагедия, а для сырьевых экспортеров, которым и является наше государство, такой курс – спасение.

12:41

Наверное, из окон здания на Неглинной действительно трудно увидеть трагедию.

12:43

Действительно, все относительно. Но для населения, конечно, падение рубля неприятно.

12:58

Соглашусь с Дмитрием. Весь вопрос - для кого трагедия. Многих на рынке печалит то, что все ответственные делают вид, что так и надо, не давая никаких официальных комментариев. Нет, они, конечно есть, но такого рода "Не беспокойтесь, скоро будет стабилизация". Нынешнему рынку таких словесных интервенций явно уже мало.

13:50

Ослабление национальной валюты имеет положительные стороны. С точки зрения бюджета обесценение рубля позволяет частично сгладить эффект от снижения доходной части. Обесценение национальной валюты также стимулирует импортозамещение. На мировом валютном рынке FOREX также наблюдалась повышенная волатильность в ключевых валютных парах. Так, евро по отношению к доллару США за последние 6 мес. обесценился более чем на 10%. Конечно показатели обесценения рубля к доллару более существенные: с начала октября превысили 18%. Но важно соблюдение баланса: чтобы негативный эффект обесценения не перевесил положительные моменты.

14:34

ЦБ отпустил российский рубль в свободное плавание, поэтому регулятор и не видит трагедии в его ослаблении. Теоретически и исторически курс показывает ослабление при объявлении об отказе от интервенций. В текущей ситуации, когда для ослабления рубля есть дополнительные основания (высокий объем внешних погашений по долгам компаний в декабре), курс показывает более выраженное спекулятивное ослабление. Думаю, что ЦБ РФ отслеживает объемы открытых спекулятивных позиций против рубля, поэтому и не видит трагедии. Однако, это не означает, что регулятор не предпримет каких-либо мер, если по его оценке спекулятивное давление на курс станет избыточным.


Скрыть ответы

13

20:34

Слава,  Дом

И ещё вопрос, почему бы президенту не попросить, скажем, сургутнефтегаз, который вообще не "понятно" кому принадлежит продать хотя бы часть своих доллоровых депозитов (особенно учитывая что ему в отличии от роснефти и газпрома евробонды гасить никакие не надо), которых хватит что бы утопить шортисов рубля в крови и вернуть курс куда-нибудь в район 39-40 где ему сейчас и место.

14:35

Собственно, г-н Геращенко так и делал — гасил атаки спекулянтов не прогнозируемо мощными интервенциями. Кстати, эту тактику и сейчас используют и другие крупнейшие страны, в т.ч. европейские.


Скрыть ответы

12

20:27

Слава,  Дом

Ещё пара вопросов созрела. При каком объёме ЗВР нам грозит урезание международных рейтингов до мусорного? И правильно ли я понимаю, что уже несколько недель, как дефицит валютной ликвидности это миф так как ставка по рыночным свопам ничем не отличается от прочих рыночных ставок (РЕПО, МБК) и текущий обвал носит исключительно спекулятивный характер?

11:12

Смотря что называть дефицитом. Как вы правильно отметили, острой нехватки валюты нет, но ее продолжают лихорадочно скупать для рефинансирования внешних займов компании. Они и двигают рубль вниз. Что касается ЗВР, то четкой границы нет, но, думается, при ЗВР ниже 400 млрд. вероятность снижения странового рейтинга может сильно вырасти.

12:41

В вопросе дефицита ликвидности валюты ориентиром станет годовое валютное РЕПО. Если основной спрос действительно со стороны компаний, которым надо рефинансировать внешние долги, то на этом аукционе будет ажиотажный спрос, т.к. в течение года санкций могут быть сняты (хотя, конечно, не факт).

12:46

Добавлю немного статистики. На начало года их было в районе 510 млрд, сейчас 428 млрд. Сильная просадка.

13:33

Доля спекулятивной составляющей повысилась с учетом того, что ЦБ РФ снижает присутствие на валютном рынке.

14:35

Не забывайте, что РФ занимает третье место после Японии и Китая по объемам золотовалютных резервов, а внешний долг у нас настолько невелик, что вся страна может 2-3 года ничего не делать, и при этом импортировать, например, не Бентли, а рыбу — в достаточном для населения объеме. К слову, в мировой практике этот срок – 4 месяца.
Согласен с Вами в отношении спекулятивного характера, и, как уже говорил, panic buy сейчас главная и единственная стратегия у большинства игроков на рынке.


Скрыть ответы

11

20:17

Слава,  Дом

Скажите, правильно ли я понимаю, что ценные бумаги эмитентом которых является ЦБ РФ и которым у нас последние 10 лет привыкли рассчитываться за товары и услуги, проще говоря рубли, по сути есть обязательства этого самого банка и государства перед нами, владельцами? И почему, имея средства, целевой фонд, который предназначается для выполнения этих самых обязательств, проще говоря ЗВР ЦБ "мы не будем их бездумно расходовать" в условиях когда рубль потерял с начала года почти 50%. И правильно ли я понимаю, что вся рублёвая масса М2 по нынешним ценам сильно не дотягивает даже до 700 млрд $, и при резервах в 450 (которые, кстати, в трудные времена можно было бы и пополнить из фонда национального благосостояния а не пилить его на "инфроструктурных проектах") текущий обвал легко можно остановить сократив рублёвые РЕПО, МБК и др. инструменты восполнения ликвидности и удорожив (скажем процентов до 15) их, а так же проведя решительные вербальные интервенции и пару раз влив в рынок млрд 3-4? Да и главный вопрос, на каких ценах на нефть при текущих объёмах воровства стоит ожидать нового дефолта?

Скрыть ответы

10

19:25

Виктор

Действия ЦБ и правительства очень похожи на то как действовали они в 91 году.
Не кажется ли вам что они хотят опять решить проблемы за счет народа?
Такое падение рубля и нежелание его поддерживать об этом говорит.

12:41

Аналитики опираются на факты, не основываясь на теориях глобального заговора. Ход Ваших мыслей совершенно ясен (выход из сложной ситуации за счёт ослабления рубля), и не Вы один такого мнения. Следовательно данная теория вполне имеет место на существование. У Банка России желание сначала было, валюты продавали неоднократно на 100 млрд рублей в день (это очень много), однако потом оно пропало. Данные по интервенциям можете посмотреть здесь (http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=flikvid&pid=idkp_br&sid=itm_51390). Во всяком случае, очень было похоже на то, что эта схема себя исчерпала. Зачем "убивать" резервы впустую? Рубль всё равно бы ослаб, просто чуть медленнее. Другое дело, что регулятор не предложил пока иных действенных мер по поддержке рубля. Их не так и много.. часто выбирают девальвацию.

13:31

1. Решение ЦБ находится в русле стратегии перехода к инфляционному таргетированию, частью которой является плавающий курс национальной валюты.
В то же время в своем пресс-релизе ЦБ оставил возможность интервенций свыше заявленных 350 млн. долл., если он почувствует угрозу стабильности.
С одной стороны, установление дневных лимитов на интервенции у границ валютных коридоров призвано снизить давление на золотовалютные резервы ЦБ. В этом смысле экономия валютных резервов позволяет ЦБ сохранять потенциал для достижения стратегических целей на долгосрочную перспективу. Но в то же время такие ограничения повышают волатильность на валютном рынке и делают его более зависимым от спекулянтов.


Скрыть ответы

9

18:45

Михаил

В 2008 году цена барреля нефти достигала 40 долларов, а курс рубля 37 рублей за доллар. Сейчас нефть опустилась всего-то до 80 долларов, а курс провалился до 47. Очевидно. простым кризисом такое падение не объяснишь. Чего-то власти и аналитики не договаривают. Очевидно произошло что-то глобальное? А нас потом поставят перед фактом?

11:11

Произошло то, что закрыли доступ к внешним рынкам капитала для российских компаний. Этот фактор недооценили, так что нефть по значимости – только вторая причина падения.

12:30

Всё в мире очень относительно. Главное, что к новым высоким уровням очень быстро привыкают, потом драматичнее воспринимая снижение. Это и есть суть спекуляций, которые часто не поддаются рыночной логике. Сейчас рубль так сильно девальвировал (да, это уже именно девальвация) не из-за нефти. Она внесла свою лепту, но не такую большую. Суть в том, что текущее поведение России - кость в горле мировых экономических элит. Из-за этого нас засыпают санкциями и т.п. Это оказывает основное давление. Инвесторы урезают риски, избавляясь от ассоциированных с Россией активов + закрыты рынки капитала. Проще говоря - мы сейчас изгои относительно многих моментов. А на этом фоне ещё и Банк России выбрал не удачное время для подготовки рубля к самостоятельной жизни. Всё это наложилось друг на друга и мы получили текущие реалии.

13:29

Ускорение обесценения рубля на фоне роста волатильности результат влияния нескольких факторов. Цены на нефть, санкции, смена курсовой политики ЦБ, рост внешнеполитических рисков, отрицательные тенденции в экономике и др.

14:21

Михаил, действительно. Против России были введены экономические санкции, которые не позволяют российским компаниям рефинансировать внешние долги. При этом к сожалению так совпало, что именно на конец этого года приходятся весьма существенные внешние погашения. К реальным покупкам добавилось желание заработать на данном движении рынка, что и выразилось в текущей динамике валютного рынка РФ. В случае отмены или смягчения введенных санкций ситуация может измениться в короткие сроки.

14:33

Сегодня мы видим наложение нескольких факторов. Приведут ли они к каким-то глобальным изменениям — трудно сказать. Очевидно, что хороший и правильный шаг отправить курс национальной валюты в свободное плавание пришелся на не очень благоприятный момент — в сегодняшней ситуации получилось так, что эти меры подогревают спекулятивный интерес, вовлекая все бо̀льших и бо̀льших участников — и население, и бизнес — в игру на курсовой разнице. Кстати, банки уже сокращают длинные позиции по доллару и евро, понимая, что отскок курса неизбежен.

14:58

РФ ведет независимую внешнюю и внутреннюю политику. Одним из направлений является, в моменте, ослабление рубля. Это нормально, так происходит и с экономикой США, и ЕС, и Китая.


Скрыть ответы

8

18:41

Геннадий

Стоит ли ожидать нормализации стоимости нефти и курса рубля, если наш Президент остановит или хотя бы приостановит украинскую авантюру? Или ему уже никто не поверит? Или процесс вышел из под контроля?

12:22

Вопрос, мягко говоря, провокационный. Я лично не склонен винить в случившимся Президента РФ. На мой взгляд, в данном случае явно больше перестарались Запад и США, реализовав свои санкции супротив всех международных норм. Другое дело Китай, который не вмешивается в инородную для него геополитику. Факт: если геополитическое давление на Россию угаснет, то это может привести к неплохому укреплению национальной валюты.


Скрыть ответы

7

16:41

Нина

Как возможный уход котировок нефти Brent ниже будет сказываться на курсе рубля и нашей экономике?

11:10

Рубль сейчас отвязался от нефти, поскольку главной причиной падения является покупка валюты компаниями для погашения внешнего долга. Если ЦБ поможет рефинансировать в каком-то виде этот долг, то условно равновесной ценой рубля при цене нефти 80 долл. за баррель Brent будет 43-44 рубля за доллар.

12:14

См. ответ на 5 вопрос. Добавлю, что в данном случае негативный эффект от такого снижения может превысить позитивный эффект от девальвации для экономики. Страшно ни снижение, а длительное удержание на низких уровнях.

12:39

Ограничусь одним словом «негативно», но добавлю «к сожалению».

13:25

Снижение цен на нефть безусловно негативно скажется на бюджете и финансовом состоянии корпоративного сектора. Но цены на нефть все не единственный фактор, определяющий курс рубля.

14:15

По нашим оценкам фундаментально обоснованный курс при нефти в 80 долларов составляет 45 рублей за доллар, при нефти в 60 долларов - 49,6 рублей за доллар.

14:32

И без того огромный бюджетный профицит увеличится еще больше, госфонды также продолжат расти — это с одной стороны. С другой, все бизнесы, связанные с импортом будут ограничены в развитии. Правда, уже через полгода–год мы увидим эффект от замещения импорта, и это тоже в плюс.

14:59

Негативно. Рубль будет дешеветь, а темпы экономического роста – снижаться. Но главное, бюджет будет сверстан с профицитом.


Скрыть ответы

6

16:22

Татьяна

Рубль учится летать?

15:18

Здравствуйте Татьяна!
Все почему то обошли Ваш вопрос стороной. Что ж напишу свою точку зрения на поставленный Вами вопрос. Начну с того, что октябрь 2014г. стал провальным для российской валюты. Курс рубля значительно ослаб к мировым валютам – доллару США и евро. За торговый день 5 ноября российская валюта преодолела уровни в 44.00 и 45.00 рублей по отношению к доллару, 56.00 – к евро. По словам первого заместителя председателя Центробанка К. Юдаевой, российская валюта перешла «в пограничную зону» свободного плавания курса. Что же заключается в этом? Первое это то, что объем валютных интервенций ЦБ в торговый день не может превысить 350 миллионов долларов. В то же время, Центробанк оставляет за собой право осуществлять дополнительные валютные интервенции при возникновении угрозы для финансовой стабильности.
Так же существует мнение, что планы ЦБ перейти к действительно свободно плавающему курсу рубля до конца 2014г. труднореализуемы.
Одна из наиболее значимых причин– значительные валютные обязательства на балансах российского банковского и корпоративного секторов.
Кроме того, обесценивание национальной валюты может ухудшить инфляционные ожидания, оказать негативное влияние на уровень инфляции в России и повысить риски в плане ценовой стабильности.
Исходя из этого можно полагать, что при возникновении рисков финансовой стабильности Центробанку придется ограничивать колебания курса рубля, хотя официально режим его свободного плавания будет функционировать.
Надеюсь, что хотя бы частично ответил на Ваш вопрос.
С уважением, Гитес А.С.


Скрыть ответы

5

16:20

Гоша

Нас попросили, чтобы мы делали шоковый сценарий. Мы делали жесткий, но вероятный, а нас просили шоковый, поэтому порядка мы там заложим", - сказала Юдаева.Вопрос,какой должен быть курс USD/RUB при 60$баррель

10:02

Добрый день, Гоша! На курс рубля помимо цены на нефть влияет масса факторов. При нынешней ситуации, если цены на нефть достигнут планки в 60 долларов за баррель, я смею предположить, что курс рубля по отношению к доллару будет на уровне 60-65.
С уважением, Гитес А.С.

12:11

В текущих реалиях такое снижение барреля нефти могло бы подстегнуть курсы на 10 и более рублей. Самое печальное, что если бы нефть там надолго и осталась, то и без того слабой экономике бы пришлось куда хуже. Сейчас, к сожалению, имеет место эффект снежного кома. Весь негатив вкупе дает эффект синергии.

12:37

При таком уровне цен на нефть рубль может упасть до 60-62. Сейчас на рынке много спекулятивного капитала, думаю, что сейчас паника немного схлынет, и мы увидим более адекватные оценки российской валюты.

13:24

Нефть является важным, но на единственным фактором, определяющим курс рубля. В июне 2009г. цена на нефть марки Brent держалась в диапазоне 60-70 долл. за барр., а курс доллара был чуть выше 31 рубля за долл.

14:13

По нашим оценкам 49,6 рублей за доллар.

14:31

Здесь, безусловно, не будет прямопорциональной зависимости — при достижении среднегодовой стоимости (обратите внимание, именно среднегодовой уровень учитывается при бюджетном планировании) ниже 80 долларов, объем углеводородов на рынке по причине падения рентабельности их добычи, тоже сократится. Поэтому не исключено, что курс рубля при этом не упадет.

15:04

Сценарий – это набор внешних параметров, и он не зависит только от изменения одного параметра. Анализ чувствительности показывает, каким будет рубль, если зафиксировать все остальные параметры (отток капитала, санкции, ставки, и т.д.) и представить цену на нефть за баррель. Если мы зафиксируем все, как есть сейчас и представим, что только нефть снизится, то рубль будет стоить 49-53 рубля за доллар.


Скрыть ответы

4

15:55

Алексей

Планка в 45 рублей за доллар США успешно пройдена, хотя еще в ходе августовской конференции достижение указанного уровня многими аналитиками считалось крайне маловероятным событием (была даже указана вероятность в 15%). В свете текущей скорости обесценения нацвалюты достижение психологически значимого уровня 50 рублей за доллар США в течение ближайших 12 мес. - реальность или нет? Спасибо.

09:49

Здравствуйте Алексей! Пара доллар/рубль уже вплотную приблизилась к 48. С теми темпами которыми пара двигается на рынке прохождение уровня 50 произойдет гораздо раньше, чем 12 месяцев. Этому поспособствует ограничение валютных интервенций ЦБ и валютный дефицит на внутреннем рынке страны. Низкие цены на нефть создают дополнительное давление на российскую валюту. Так же не стоит забывать про геополитику. На мой взгляд при негативном развороте событий курс в январе-феврале 2015г. сможет достичь 52-54 рублей за доллар.
С уважением, Гитес А.С.

11:09

Это уже вопрос ближайшей перспективы. Сейчас ввиду пассивности ЦБ предсказать, где дно, крайне проблематично. Многие не сомневались в том, что ЦБ даже в случае ухода от интервенций предложит рынку рефинансировать валютный спрос через свои инструменты под низкие ставки. Но ЦБ не торопится с этим, так что увидеть 50 рублей за доллар – уже не фантастика.

12:08

Конечно, и не виртуальная, а самая что ни на есть настоящая. В данном случае на фоне всех этих санкций и геополитический передряг (+топтание барреля Brent под отметкой ) рынок получил два удара от Банка России. Первый - регулятор повышает ключевую ставку, но всё идёт не по сценарию. Хочет того он или нет, но именно он показал, что рынку сейчас вообще нет дела до таких моментов. Естественная реакция - разочарование. Потом он сделал второй удар, поспешив на этом фоне отпустить рубль в свободное плавание (именно так.. сейчас интервенции мизерны, считайте что их вообще нет).

12:38

Все-таки думаю, что современные валютные виражи – все, что выше 40- обусловлены ажиотажем, близком к биржевой панике, если судить по сегодняшним цифрам. Поэтому курс может успокоиться и не пробивать очередные исторические потолки.

13:17

При сохранении текущей волатильности такое возможно.

14:12

Алексей, добрый день. В настоящее время рубль отпущен Центральным банком в "свободное плавание". Это вызвало огромный рост волатильности, в результате которого мы и можем наблюдать столь существенное локальное ослабление курса национальной валюты. Учитывая силу спекулятивного давления на рубль исключать достижения уровня в 50 рублей за доллар нельзя. Однако, фундаментальные уровни по рублю находятся существенно ниже наблюдаемых на рынке, поэтому среднесрочно можно ожидать возвращения к фундаментально обоснованному уровню, т.е. укрепления рубля. Для того, чтобы понимать дальнейшую динамику можно отслеживать динамику рынка нефти, российский рубль был и остается нефтяной валютой.

15:04

Реализация такого сценария с вероятностью 90% возможна уже на следующей неделе.


Скрыть ответы

3

15:41

Денис

Добрый день, сейчас всех волнует ситуация с валютами, тк наш рубль каждый день дешевеет по отношению к ним. Подскажите как сохранить небольшие сбережения в рублях, может остаться на депозите в банке, либо вложиться в доллары (46 за доллар), с расчетом на 50. Либо может подождать спекулятивной просадки, как это было в прошлый четверг на 2-3 рубля и войти в валюту. Спасибо за ответ

09:38

Добрый день Денис! На финансовом рынке ситуация может изменится в любую сторону, лучшую или худшую для вас. Поэтому можно посоветовать хранить деньги в нескольких валютах, в разных банках, в слитках золота, в ценных бумагах и т.д. В случае подобного размещения денежных средств если что то и случится с одной валютой из ваших сбережений, то другая часть денег не пострадает и Ваш бюджет сохранится.
С уважением, Гитес А.С.

12:02

Согласен с Артёмом, подумать о диверсификации уже давно пора. Только вот лично я бы в драгметаллы пока не лез. Многие прочили золоту в этом году отличные перспективы, однако в последние недели оно в буквальном смысле «сдулось», потеряв весь октябрьский рост. Да и продукт этот населению не очень понятный, в нём нужно разбираться. Я бы сконцентрировался на валюте. Присмотритесь к валютным депозитам. Да, ставки там ниже, но это может компенсироваться курсовой разницей.

12:18

Согласен с коллегами, для сохранения средств нужна широкая диверсификация средств, тогда и любые колебания на валютном или других финансовых рынках не будут для вас каким-то шоком. Золото действительно пока выглядит слабо, и здесь с покупками пока стоит повременить.

12:37

Советовать по небольшим сбережениям сложнее всего. Инструментов и вариантов немного. В долгосрочном плане валютные вложения с учетом перспектив нашей экономики, конечно заслуживают внимания. Но, полагаю, стоит подождать спекулятивной просадки.

13:16

Диверсификация вложений позволяет снизить эффект высокой волатиольности стоимости отдельных активов на стоимость портфеля в целом. То же самое можно сказать о валютном рынке. Значительное количество субъективных факторов, которые влияют на валютный рынок, отражаются на повышенной волатильности и трудно предсказуемы. В то же время фундаментальные факторы пока не свидетельствуют о развитии пессимистических сценариев как в экономике, так и на внешних рынках.

15:05

Оставьте деньги на депозите. Метания не приведут ни к чему хорошему.


Скрыть ответы

2

15:38

Дмитрий

Годовая инфляция уже больше 8%. Что вы ожидаете по росту цен на потребтовары? Если есть сбережения - как лучше с ними поступить? (сейчас 50 на 50 в рубле и долларе). Может - лучше тратить все?

11:08

Инфляция скоро может превысить 10%, если говорить о той корзине, которую отслеживает Росстат. При такой ситуации реальные ставки отрицательны и выгоднее - тратить сбережения.

11:57

Расставаться с долларами я бы пока не стал (то есть "держать"), видя потенциал для дальнейшего роста. Часть рублей можно потратить. В России обычно модно делать инвестиции в авто, недвижимость. Единственный момент - поосторожнее с долгостроем (долевкой и т.п.). Если экономические реалии будут ухудшаться, но компании-застройщики могут многие полопаться. И без давления на Россию была масса тому примеров.

12:06

Валютные вклады на то и нужны, чтобы в такой ситуации чувствовать себя комфортно. Рубли да, сейчас лучше тратить.

12:30

Инфляция, естественно, будет расти. А как распоряжаться сбережениями, каждый решает сам-все очень индивидуально. Но думаю покупать валюту на «взлете» не стоит. А тратить «просто так» тоже неразумно, только если речь идет о каких-то необходимых вещах. При высокой инфляции начинается покупательский ажиотаж - «деньги жгут руки».

12:56

Встану в разрез с коллегами. Текущая обесценение рубля и достаточно спокойная реакция Банка России - ответ на фундаментальное изменение счета текущих операций (падение цен на нефть). Курс должен прийти на уровень, когда сокращение импорта компенсирует падение экспорта - и позволит Банку России войти в 2015 год с внешнеторговым балансом, способтвующим стабильному рубля рубля. Бесконечно наблюдать за ослаблением рубля Банк России не должен - так эт увеличивает риски инфляции, и может инициировать панический уход в валюту.
Уровень стабилизации я оцениваю где то в 52-52 руб./БВК, т.е. близко к текущим уровням. При данных параметрах инфляция будет существенно меньше 10% и к концу 2015 достигнет 6-7%. В сбережениях я бы уменьшил долю валюту и зафикисровал ставки по рублевым вкладам, которые на фоне 9,5% ключевой ставки должны вырасти. Часть сбережний можно потратить, оданко не на спекулятивных условиях.

13:05

В определенным временным лагом девальвация рубля на валютном рынке отразится на росте потребительской инфляции, перекосам на потребительском рынке, повлияют на поведение экономических субъектов в долгосрочной перспективе.

14:07

Дмитрий, что касается инфляции, то она пройдет свой пик ориентировочно в первом квартале 2015 и далее начнет снижаться. Рубль фундаментально перепродан, поэтому заходить в валюту на этих уровнях возможно уже поздно. Что касается инвестиций в недвижимость, то сейчас в Думу внесен законопроект, который ужесточит налогообложение для "инвесторов" в недвижимость, поэтому данный сектор также не выглядит привлекательным в текущей ситуации. Можно отметить ряд привлекательных возможностей по покупке автомобилей, преимущественно это касается моделей российской сборки. В результате падения спроса дилеры предлагают довольно привлекательные скидки. В целом же я бы рекомендовала переждать какое-то время. Многое будет зависеть от того, сможет ли нефть показать какой-либо отскок или хотя бы стабилизироваться вблизи текущих уровней. К сожалению российский рубль сохраняет существенную зависимость от цены на нефть.

14:23

Мы ожидаем, что уже в ближайшее время произойдет отскок — вероятно, не менее резкий, чем сейчас происходящее снижение курса рубля.
Можно было бы добавить евро в свою корзину, но имейте в виду, что высока вероятность дальнейшего ослабления евро по отношению к доллару.

15:06

Корзину сбережений сохраняйте в том виде, в котором она уже е сформирована, то есть не меняйте ее сейчас


Скрыть ответы

1

15:32

макс

Собственно вопрос конкретный -эксперты все аналитики---по техническому анализу-коротко--где видите уровни доллара --сопротивления--отбросим в сторону всяк рассуждения по геополитике и прочем--теханализ что говорит? было распространенное мнение --45 --потом 54.В моменте 45 проехали экспрессом--где остановка? по теханализу.

11:07

Первая техническая цель – 50 рублей.

12:02

По технике - 49-50 видится сопротивление.

12:21

Здравствуйте Макс! Как отметили коллеги с технической точки зрения ближайшей целью послужит сильный уровень 50. А далее как Вы и озвучили-54. На мой взгляд при негативном развороте событий курс в январе-феврале 2015г. сможет достичь 52-54 рублей за доллар.
С уважением, Гитес А.С.

13:03

Вряд ли технический анализ уместен при анализе текущей ситуации на валютном рынке. Дажи при отсутствии активных интервенций ЦБ, высокое значение имеют крупные игроки, что может выразится в высокой волатильности.

14:08

Технический анализ в ситуации panic buy (паническая покупка) не работает, что мы сегодня и наблюдаем.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ъ-Газета - Рубль к осени дозреет Предсказания Нострадамуса: третья мировая и бедствия 2018


Каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз Каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз Каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз Каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз Каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз Каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз Каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз Каким будет курс доллара в 2018 году. Прогноз